Автобусная мечта (Наталья Белоусова, Хабаровск)

О людях 

Единственная женщина – водитель «маршрутки» в Хабаровске рассказала о своей профессии.

Рабочий день Натальи Белоусовой, водителя автобуса №  83, начинается в половине пятого утра. Ровно в  шесть она уже отправляется в дорогу. Перед этим проверяет уровень масла в двигателе, заливает воду в радиатор, если требуется, наводит в машине марафет. Последний её рейс заканчивается в половине десятого вечера. И так день за днём. Единственная женщина  — водитель «маршрутки» в  Хабаровске рассказала корреспонденту о своей работе, о личной жизни и о том, что непросто было попасть за  руль пассажирского автобуса…

Наталья родилась и выросла в Комсомольске-на-Амуре. Когда была школьницей, вместе с сестрой поехала на каникулы в Хабаровск и впервые увидела троллейбус.

— Я прямо закричала от  восторга! Именно тогда у  меня появилось желание стать водителем общественного транспорта, — вспоминает она. — А троллейбусный билет, когда приехала домой, положила под плёнку, чтобы сохранить на память…

Наташе с детства больше нравилось проводить время с отцом в гараже. Учила с ним правила дорожного движения и отвечала ему же на экзаменационные билеты. Но после школы, как говорит Наталья Белоусова, по  инерции пошла учиться на повара-кондитера.

— Особого выбора у  меня не  было. В  моей семье много поваров и  я  тоже пошла в профессиональное училище, — говорит водитель. — Но  немного поработав, поняла, что эта профессия совсем не для меня. Там нет движения, какой-то суматохи.

Затем Наталья решила попробовать себя в  другом  — окончила курсы продавцов и устроилась на рынок. А переехав в Хабаровск, работала на оптовой базе на проспекте 60-летия Октября. В 2006  году Наталья вышла замуж. Супруг Алексей однажды пошутил, что она не сдаст на права на вождение, мол, у неё плохая память.

— Чтобы доказать мужу, что он ошибается, снова пошла учиться. Я  очень легко получила водительское удостоверение категории «В», стала ездить на  личном автомобиле  — продолжает Наташа. — Муж в то время работал в пассажирском депо, он предложил мне попробовать стать водителем троллейбуса. Я загорелась — отучилась на курсах и получила права. Шесть лет проработала водителем троллейбуса, а  затем ушла в декретный отпуск.

Кстати, на работе в её женском коллективе шутили, что электромагнитные поля хорошо повлияли на  Наталью  — она пришла работать водителем троллейбуса бездетной, поработала и у неё появилось трое детей — два мальчика и девочка. Сейчас им 4, 2 года и 5,5 месяца. Помогает семье Белоусовых мама Натальи, которая специально для этого переехала из  Комсомольска в Хабаровск. Отец семейства Алексей работает вахтовым методом на  севере Хабаровского края. В  свои выходные Наташа старается радовать детей разными вкусными блюдами, побольше гулять с ними и навещает родителей мужа.

— По будням я  работала водителем троллейбуса, а  по  выходным подрабатывала на  «маршрутке», — продолжает Наталья. — У меня был знакомый директор автобусного парка, который взял меня на работу. Мне вообще всегда везёт с людьми. Часто слышу истории, что попасть в  водители автобуса или «маршрутки» женщине просто нереально. Мужчины нам не доверяют и  к  тому  же настроены негативно, думают, наверное, что мы хуже работаем. Хотя это совсем не так. Первой моей «маршруткой», которую я  водила, была «развалюшка», через год её списали. Наверное, директор автобазы хотел подстраховаться и не доверил мне нормальный автомобиль сразу. Пришлось доказывать, что я — хороший водитель. Ни  разу за  всё время у  меня не  было ни одного ДТП.

Первый свой рабочий день на троллейбусе Наталья помнит отлично. Было очень страшно, ведь полный салон пассажиров и инструктора нет рядом — давила ответственность. Зато, когда пересела на «маршрутку», ничего подобного не было — поехала, как будто сто лет её водила.

— Сейчас чувствую себя, как рыба в воде… и рада этому, — рассказывает женщина. — Хотя я стала водителем «маршрутки» вынужденно — денег в семье не хватало, нужно было искать эффективный способ заработка. Но сейчас ничуть не жалею.

Хотя случаи на дороге бывали разные: и  двигатель  вскипал, и тормозная жидкость вытекала… Приходилось вызывать подмогу.

— Я не вижу смысла в другой работе. Здесь я на своем месте. Ничего другого даже искать не хочу, — категорично заявляет Наталья Белоусова. — Не вижу своей жизни без дороги и автобуса! Пассажиры очень часто удивляются, увидев девушку за рулем «маршрутки». — В основном хвалят, — продолжает водитель. — Женщины говорят: «Какая вы молодец, на вас равняться нужно!». Один раз ко  мне обратилась молодая пассажирка и сказала, что тоже попробует сдать на  права на  категорию «D» и  научится ездить на  «коробке» (механическая коробка переключения передач. — Ред.), я, мол, для неё пример для подражания. Было приятно это слышать. Получаю комплименты и от мужчин. Говорят, что ехать со  мной комфортно и  безопасно, все виражи проделываю аккуратно, без резких движений. Прежде всего, в пассажирах я вижу чьих-то родителей, детей, ведь их безопасность и жизнь в моих руках. А вообще ответственно отношусь к своей работе. Часто пассажиры благодарят за то, что вернула их потерянные вещи. В микроавтобусе часто забывают зонты, перчатки, пакеты, дети — рюкзаки.

Однажды Наталья заканчивала работу — высаживала на конечной остановке последних пассажиров. Вошла женщина с двумя маленькими детьми…

— Мне стало её жалко, ведь в  такое время она может и не уехать с ул. Флегонтова. Я довезла её до Комсомольской площади. На  автобазе меня уже потеряли. Когда приехала ставить автобус на стоянку, было уже 22.30, — вспоминает собеседница.

По наблюдениям водителя, ей нередко уступают дорогу. Коллеги улыбаются, приветствуют.

— В Хабаровске, по-моему, много вежливых водителей. В целом обстановка на трассе спокойная, может, мне помогает то, что я — женщина, — полагает Наталья Белоусова. — Часто, когда пешеходы видят, кто за рулём, показывают мне большой палец вверх — «класс».

Но вот поблажек со  стороны коллег-мужчин женщина не получает. — Мне кажется, что вполне нормально работать с  мужчинами на  равных. Какие могут быть послабления на работе? Нужно соответствовать и  трудиться, как все. На  8  Марта выходного не требую, работаю… — продолжает Наталья. Наташа называет свой автобус- «маршрутку» ласково «моя девочка», разговаривает с ней, делает комплименты и извиняется, если, к примеру, въехала в яму. Она считает: её автомобиль как живой. Самое сложное, по  мнению Натальи Белоусовой, в её работе — это продолжительность трудового дня. Здесь нужны выдержка, внимательность, низкая утомляемость и  хорошая быстрая реакция. — Я думаю, через пять-десять лет женщины-водители будут управлять общественным транспортом наравне с мужчинами, — уверена она. — Девушки водят более аккуратно и  осторожно, всегда соблюдают правила дорожного движения. У  женщин больше ответственности, чем у  мужчин, у  нас всё-таки заложен материнский инстинкт. Более того, я полагаю, что женщины просто созданы для такой активной работы…

Анна Морозова.

Фото автора.

Источник: газета «Приамурские ведомости».

Анна Морозова

Автор проекта и главный редактор "ХоббиДВ"

Количество комментариев: 0