Влюбленный в живопись и авиацию (Валерий Пеньков, Калининград)
Валерий Владимирович Пеньков в детстве мечтал стать конструктором.
По распределению он попал на авиастроительный завод в Комсомольске-на-Амуре и до увольнения из армии работал там военпредом. В нашем интервью – история военного и авиамоделиста, а также необычного художника.
— Валерий Владимирович, Вас сегодня знают как яркого художника. Странный поворот судьбы для человека, закончившего Авиационно-техническое училище и Военно-воздушную инженерную академию. Когда Вы впервые поняли, что творчество – это то, чему стоит себя посвятить?
— Однажды жизнь преподнесла мне один маленький урок. Из кружка по авиамоделизму я возвращался домой поздно вечером и нёс одну из своих первых моделей. Решил срезать через дворы, и тут меня окружила стайка пацанов. (Раньше время такое было, в чужие дворы заходить было опасно). Начали угрожать, толкать, шарить по карманам. Нашли у меня маленький самолёт. Развернули и замерли, уставившись на него. Посыпались вопросы: «Что это? Откуда?». Я увидел в их глазах искорку доброты. Когда узнали, что сам сделал, — отпустили без разговоров. Это было каким-то чудом, потому что из таких ситуаций, как правило, без синяков и разбитого носа уйти невозможно. Тогда я понял, что человека могут спасти не только кулаки и ноги. Вот уж поистине красота спасает мир. Со временем я пришел к другой мысли, что завоевать мир с помощью физической силы невозможно, покорить его можно только умом, талантом.
— Когда Вы увлеклись авиамоделизмом?
— Авиамоделизмом увлёкся в седьмом классе. У нас был дружный коллектив авиамоделистов-энтузиастов, в кружке мы проводили практически всё свободное время. Проголодаемся, сбегаем в булочную за пирожками, съедим быстро, запивая обычной водой, и опять за работу. До этого пару лет ходил в художественную школу (способности унаследовал от отца), но тяга к авиации оказалась сильней. Получил за это от бабушки — не любила она «перебежчиков».
— Я знаю, что Вы участвовали и в международных соревнованиях по авиамоделизму. Расскажите об этом подробнее.
— В 1992 году в газете «Советский спорт» я случайно увидел объявление, что Авиационный музей полётов в Сиэтле (США) устраивает соревнования «Моделизм в бумажных технологиях». Модель необходимо было сделать только из бумаги, не применяя клея! Я изготовил несколько и отправил. Почти через год пришел ответ — меня пригласили в США. Честно говоря, думал, съездить будет нереально, ведь я имел на авиастроительном заводе вторую группу секретности. Тем не менее визу оформили за четыре дня, и я уехал без осложнений.
В соревнованиях в Соединенных Штатах принимали участие 1100 авиамоделистов. Я стал победителем в двух номинациях из пяти: по дальности полёта и эстетике. Мне вручили золотую медаль и грамоту. В Америке я пробыл две недели, за это время я понял, что России до такого уровня очень далеко. Судите сами, в США в одном городе семь крупных авиамодельных клубов и двадцать два аэродрома, а для авиамоделизма есть специальные оборудованные аэродромы. Там очень много людей увлекается судо-, авто-, мотомоделизмом.
— Как же и когда Вы попробовали себя в качестве художника?
— Начинал с маленьких работ вроде открыток. В 1992 году из той же Америки привёз дефицитный в то время инструмент, аэрограф (прибор для распыления жидкой краски сжатым воздухом при нанесении её на бумагу, ткань, металл и т. п. – прим. автора). Стал пробовать — дело пошло, понравилось. А первым серьезным заказом стало… задание от авиационного завода, где я работал. Тогда я написал несколько небольших картин, на которых были изображены самолеты, выпускавшиеся нашим предприятием в разное время.
— Сложно пришлось в первый раз с большим и ответственным заказом?
— Работать пришлось аврально — семь картин были готовы за неделю! Я использовал акриловые краски, основой для картин служил ватман на картоне. Когда на предприятие стали часто приезжать иностранные делегации, завод заказывал мне картины в подарок гостям. Потом попробовал писать маслом на холсте.
— Сегодня у Вас около полутора сотен работ. Все они имеют авиационную тематику?
— Основная часть моих работ, конечно, авиационная тема. Вообще, профессиональное изображение красками самолётов, кораблей и другой техники встречается не часто. Ведь для того чтобы реалистично, в деталях, написать самолёт, нужно знать его устройство. Моя специальность в этом очень помогает. Потом я попробовал себя в жанре пейзажа, сделал пару портретов. Так как работы мои по большей части были связаны с деятельностью авиастроительного завода, то и уходили они туда, куда улетали наши самолеты. Сейчас же живопись для меня — не только увлечение, но и один из видов заработка.
— Как сложилась бы Ваша судьба, если бы Вы пошли в другой вуз?
— Думаю, не менее успешно. Также, наверное, разрывался бы между разными интересами. Стать художником я не мечтал. Хотелось быть конструктором или летчиком. Насколько я сейчас понимаю, у художника очень тяжелый хлеб, очень! Нужно быть гениальным, а посредственность очень круто наказывается самой жизнью.
— Говорят, моряка и летчика на земле обязательно должна ждать женщина… У Вас есть такая? Какую роль в Вашей судьбе вообще сыграли женщины?
— Если бы не супруга, я бы не достиг даже скромных успехов… Еще у меня две дочери. Старшая дочь – врач-невролог, младшая – тоже инженер, живёт в Москве, закончила Российский госуниверситет дружбы народов (РУДН). Конечно, всё ради них, любимых!
— Что, по-Вашему, самое ценное в жизни человека?
— Самое ценное в жизни человека (конечно, после здоровья супруги и успехов детей) – это не материальные ценности, а наличие свободного времени. Именно в это время человек тот, кто он есть на самом деле, он реализует себя на все 100 процентов или… не реализует. Всё остальное — вторично.
— Много существует рецептов женского счастья, а каков, по Вашему мнению, рецепт счастья мужского?
— Счастье для мужчины – это востребованность. Тогда у него вырастают крылья и появляется смысл жизни. Ещё хочется сказать «лишь бы не было войны» да от себя добавить «и революций», где нет места ни для творчества, ни для самореализации.
Источник: http://www.gazetaeao.ru